В наше время происходит невиданный прогресс знания, который,
с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества новых фактов,
сведений из различных областей жизни, и тем самым поставил человечество перед
необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в
изменяющемся. С другой стороны, рост знания порождает трудности его освоения,
обнаруживает неэффективность ряда методов используемых в науке и практике.
Кроме того, проникновение в глубины Вселенной и субатомный мир, качественно
отличный от мира соизмеримого с уже устоявшимися понятиями и представлениями,
вызвало в сознании отдельных ученых сомнение во всеобщей фундаментальности
законов существования и развития материи. Наконец, сам процесс познания, все
более приобретающий форму преобразующей деятельности, обостряет вопрос о роли
человека как субъекта в развитии природы, о сущности взаимодействия человека и
природы, и в связи с этим, о выработке нового понимания законов развития
природы и их действия.
Дело в том, что преобразующая деятельность человека изменяет
условия развития естественных систем, и тем самым способствует возникновению
новых законов, тенденций движения.
В ряду исследований в области методологии особое место
занимает системный подход и в целом «системное движение». Само системное
движение дифференцировалось, разделялось на различные направления: общая теория
систем, системный подход, системный анализ, философское осмысление системности
мира [1].
1. Специфика системного
метода исследования
|