Как и все в природе, живые организмы состоят из молекул и атомов,
но где граница между живым и неживым? Существует предел, после которого теряют
силу имеющиеся системообразующие факторы и неживое переходит в разряд живого.
Так, например, молекула состоящая из 5000000 атомов представляет собой вирус
табачной мозаики – самое малое известное живое образование, способное к самостоятельному
существованию.
В целом вопрос о системности живой природы не вызывает
сомнений. Более того, именно изучение живых материальных образований в значительной
мере способствовало формированию системных представлений о мире.
Основными системами живого, образующими различные уровни
организации, в настоящее время признаются: 1) вирусы – системы, состоящие в основном
из двух взаимодействующих компонентов: молекул нуклеиновой кислоты и молекул
белка; 2) клетки – системы, состоящие из ядра, цитоплазмы и оболочки; каждая из
этих подсистем, в свою очередь, состоит из особенных элементов; 3)
многоклеточные системы (организмы, популяции одноклеточных); 4) виды, популяции
– системы организмов одного типа; 5) биоценозы – системы, объединяющие
организмы различных видов; 6) биогеоценоз – система, объединяющая организмы
поверхности Земли; 7) биосфера – система живой материи на Земле.
Система каждого уровня отличается от других уровней и по структуре,
и по степени организации (биологическая классификация). Но взаимодействие
элементов системы не обязательно предполагает жесткую, постоянную связь. Эта
связь может носить временный, случайный, генетический, целевой характер.
В целом живая природа, также как и неживая, представляет
собой систему систем, причем она дает удивительные примеры разнообразия систем,
которые нередко оказываются объединением элементов различных уровней. Например,
ландшафт как система включает в себя: 1) абиотические геосистемы (земная кора с
рельефами, атмосфера, гидросфера и криосфера); 2) геосистемы почвенной сферы;
3) биотические геосистемы, образующие биосферу; 4) социально-экономические
геосистемы, возникшие в результате общественно-исторической деятельности
человека. Все эти системы связаны между собой и воздействуют друг на друга,
образуя единую саморегулирующуюся систему. Изменение любой составной части
ландшафта ведет, в конечном счете, к изменению его в целом. Вместе с тем,
каждая система живой природы, являясь ее элементом и определяясь ею, в то же
время имеет достаточную самостоятельность саморазвития, чтобы выйти на другой
уровень организации материи.
В настоящей работе будет подробно рассмотрена классическая
таксономическая система живого мира, отражающая и структурные уровни развития
живого, а также некоторые неклассические принципы подхода к системам живого
мира.
|