В современном представлении биология - совокупность наук о жизни во всем разнообразии проявления ее форм, свойств, связей и отношений на земле. В ходе развития биологии происходило расширения ее предмета исследования и увеличение роли в системе научного познания, распространение исходно биологических подходов исследования на другие области.
1. Интерес к живой природе появился уже в античности. Но долгое время знания о живой природе складывались в рамках медицины, животноводства и растениеводства, которые нередко принимали общий характер в виде натурфилософских умозрительных рассуждений о принципах ее организации и развития.
2. Переломным моментом стала середина 18 века. Одно из главных достижений 18 века - создание первой искусственной классификации всех известных тогда растений и животных К. Линнеем (1735). Линней поместил в общую систематику и человека, назвав его “Homo sapiens nosce te p sum" (хомо сапиенс носце тэ пи сум), что в переводе с латинского означает - человек разумный познай самого себя. Получили распространение методы наблюдения, описания, сравнения и систематизации на основе выделенных признаков объектов. Левенгук впервые увидел под микроскопом микроорганизмы.
3. О биологии как о комплексной науке можно говорить, начиная с 1802 г., с момента одновременного и независимого введения термина биология Ж.Б. Ламарком и Л.Х. Тревиранусом. Биология встала на путь теоретизации. Построена теория клеточного строения живых организмов Т. Шванном и М. Шлейденом. Ж.Б. Ламарком была сформулирована первая целостная концепция эволюции. Ч. Дарвин показал механизм эволюционного процесса (борьба за существование, половой отбор и подбор).
Дарвинизм ввел в биологию эволюционный исторический метод как доминирующий метод научного познания, как ведущую познавательную ориентацию. Возникнув в биологии, эволюционный взгляд на все мироздание в целом.
Грегор Мендель (1822-1884), применив статистические методы для анализа результатов гибридизации сортов гороха, выявил и сформулировал закономерности наследственности. Впервые в истории науки использовав количественные подходы для изучения наследования признаков, Мендель установил новые биологические законы, тем самым заложив основания теоретической биологии.
4. Так, если на первых этапах развития биологии целью исследования был организм, соответственно предмет биологической науки описывался на организменном уровне, то 20 век ознаменовался интенсивным процессом расширения предмета биологии в глубь организма. Это происходит при активном использовании физики, химии, и других точных наук. Следовательно, образуются новые интегративные, но по своему статусу биологические науки - биофизика, биохимии, также интенсивно развивается генетика и молекулярная биология.
Одновременно во второй половине 20 века началось усиленное исследование надорганизменных образований. Вид и популяция предстали как целостные биологические объекты, имеющие свои собственные закономерности построения, функционирования и развития. Сформировались понятия о биоценозах (В.Н. Сукачев, 1942), экосистемах (А. Тенсли, 1935), биосфере (В.И. Вернадский, 1926).
Таким образом, было достигнуто понимание жизни как многуровневого, но единого целого. Биология стала пониматься как наука о живых системах на всех уровнях сложности - на организменном, надорганизменном (популяционно-видовой, экосистемный) и суборганизменном (молекулярный, клеточный).
На каждом уровне происходило образование различных дисциплин. Формирование дисциплин определялось как внутринаучными факторами развития биологического знания, но и включенностью биологии в целостную систему функционирования науки внутри общества. Многие области отражали социальных потребностей, примеры таких областей: селекция, почвоведение, растениеводство, паразитологи, бактериология, биологическая экология.
Важным моментом в расширении предмета исследования биологии стало обращение к проблеме человека. Исследовались биологические причины болезней, проводился поиск новых методов лечения и лекарств, происходило осознание роли природных факторов на жизнедеятельность человека.
Таким образом, изменения в понимании предмета биологии отражают взаимосвязь как научных, так и социокультурных факторов развития биологии, отражают ее включенность в решение реальных проблем развития общества.
5. Такое расширение понимания предмета биологии, новые возможности биологического эксперимента, новые социальные заказы привели к изменениям стратегических направлений развития исследовательской деятельности в биологии. На современном этапе развития биология характеризуется прямыми связями с практикой. Биология становится не только средством изучения, но и влияния на мир живого. Нарастают тенденции проектирования, конструирования биообъектов, задачи управления живыми системами. Появляются новые направления предвидения и прогнозирования. Эти направления характерны не только для суборганизменного уровня изучения живого, но и для организменного и надорганизменного. Эти тенденции получили отражение в развитии таких исследовательских направлений как генная инженерия, клеточная инженерия, инженерия ценозов.
|