Человеческая природа не терпит застоя. Стояние на месте, неизменность есть умирание для деятельных натур, а именно они своим творческим дерзанием выделяют людей из животной природы. Как в анекдоте – «Когда обезьяна впервые взяла в руки палку и стала при помощи ее управлять другими обезьянами» - человек резко выделился из окружающей его природы своим творческим началом, своей возможностью изменять природу и со временем – изменять существенно. Человек – единственное известное нам существо, единственное явление природы, способное упорядочивать реальность, уменьшать энтропию или меру хаоса вокруг себя. Человек распространяет вокруг себя свое понимание порядка и создает искусственную среду. Человек является творческой частью Природы, через которую она, быть может, экспериментирует сама с собой. Человеческие творческие потенции и жажда познания, жажда деятельности – постепенно становится одной из природных сил, которая движет эволюцию, вечный процесс перемен и изменений. Именно об этом говорили Вернадский и Циолковский. Тогда – чем является хаос для человека? Все, до чего не может дотянуться рука и разум, непредсказуемая и бесконечная среда, в которой мы живем и почти ничего о ней не знаем? Огромные силы, малейшее движение которых стирает нас с поверхности Жизни?
Хаос для человека является полем деятельности, восхитительным вызовом, без которого человек не смог бы быть самим собой и ничем не отличался бы от амебы! Именно хаос будит в его душе героику преобразующей деятельности, побуждает строить и открывать, преодолевать трудности и сражаться! Энергетика вызова хаоса такова, что человек или гибнет в битве с ним, или добывает для человечества еще кусочек порядка и знания. Видимо, именно поэтому перемены так притягательны. Хоть и существует китайская пословица о том, что нет ничего хуже, чем жить в эпоху перемен, однако стремление к переменам, к нестабильности так же живет в человеческой душе, как и стремление к стабильности и порядку. Эти две силы и формируют равнодействующую движения человечества во времени и пространстве.
Дерзание человека постоянно ввергать себя в борьбу с опасными и непредсказуемыми стихиями хаоса является для него также способом понять самого себя – на что я способен? Где пролегает рубеж, за который не переступить? Если кто-то сделал это, почему я не могу преодолеть? Многим обывателям не понятно, зачем великие спортсмены и путешественники рискуют своим здоровьем и жизнью, что ищут и не могут найти? Сам поиск и преодоление для них есть смысл жизни. Этот поиск также выражает попытку бросить вызов смерти, которая для каждого человеческого существа приходит индивидуальным хаосом, останавливающим борьбу с энтропией. Приходит мгновенно или постепенно, натекающей немощью – не имеет значения, ведь для хаоса время не играет никакой роли! Итак, хаос является не только безличной силой, физическим явлением. Для людей он также являет себя источником романтики, украшает жизнь красотой шторма и бури, дает человеку эмоции и энергию жить, жить сильно и красиво![5]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особенность воздействия случайно возникших текстов на последующую динамику культуры, в частности, заключается в том, что даже их редкость в определенной ситуации не понижает их значения. Подобно маленькому камешку, вызывающему лавину, отдельный факт, меняя ситуацию и создавая новую, в свете которой он уже перестает выглядеть случайностью, может порождать исключительно мощный резонанс (на физическом языке это означает, что системы культуры обладают структурной неустойчивостью). «То, что в сфере культуры уникальные факты могут порождать лавины последствий, создает особую ситуацию: мы имеем дело со случайными событиями, которые, однако, не поддаются статистическим методам и вероятностной обработке».
Это опять возвращает нас к проблеме индивидуального выбора. «Культура, - заключает автор свою статью, как механизм роста информации, увеличивает число альтернатив и уменьшает область избыточности. Возрастает удельный вес моментов исторических флуктуаций, т.е. ситуаций, в которых дальнейшая судьба системы будет зависеть от случайных факторов и от сознательного выбора. Это вводит в исторический процесс такие моменты, как личная ответственность и моральное поведение его участников. С одной стороны историческое бытие сближается с миром творчества, с другой - понятиями нравственности, неотделимыми от свободы выбора».
|