Следующий эксперимент подтверждает тот факт, что очень часто встречается так называемая “слепота к изменениям”.
Двое мужчин участвуют в этом эксперименте. Они стоят за столом, очевидно, что похожими их нельзя назвать. У них даже рубашки разного цвета. Когда к столу подходит испытуемый, он видит только одного мужчину, который и предлагает заполнить анкету (второй спрятался за столом). Пока идет заполнение анкеты тот, кто предложил документы, делает вид, что уронил бумаги и прячется, а встает из-за стола с этими бумагами второй мужчина и берет документы у испытуемого.
В другом кабинете у испытуемого спрашивают, не заметил ли он чего- то не обычного. 75% ничего не заметили! И не понятно, чем, оставшиеся 25% отличаются от тех, кто ничего не заметил. Может быть они случайно обратили внимание на цвет рубашки… И только…Скорее всего они сфокусировали свое внимание на цвете рубашки или чего-то другого и потому заметили подмену!
На этом основаны фокусы… Мы фокусируем внимание на одном и упускаем из вида другое. Фокусники умело этим пользуются.
Несчастный случай. У больной после инсульта, повреждено правое полушарие, происходит “игнорирование части пространства”.
Женщина видит только то, что справа. Все, что находится слева - игнорируется. Предлагается срисовать с картинки изображение кошки (у кошки на рисунке 2 хвоста). Рисует. Глаза видят все хорошо, но процессы контроля внимания нарушены, она рисует, только то, что изображено справа. В результате больная нарисовала только половину кошки, которая изображена на рисунке…
Глаза – рабы системы внимания. Она видит картинку целиком и считает, что ее рисунок закончен. То, что не хватает на бумаге - дорисовывает воображение.
Мозг постоянно искажает, то, что мы видим. Мы скорее угадываем, чем строим изображение с нуля. Каждый творит свой собственный мир. Большая часть того, что мы видим, сохраняется в воспоминаниях. Прошлый опыт используется в дорисовке изображения. Зрение это не улица с односторонним движением. Это палка о двух концах (такое восприятие). С одной стороны вроде бы удобно, но….
Тренер мальчиков по футболу болен, он пользуется образами, а не тем, что он видит. Он скрывает это. Только сохраненные в мозгу изображения позволяют ему делать вид, что он видит все нормально. Используя воображение, он рисует предметы в мыслях, но не узнает их в жизни. Между тем, что он видит и что представляет себе - огромная пропасть.
Феномен зрения изучается очень давно. Но всегда остается, то чего мы не понимаем. Первостепенная задача мозга создавать зрительные образы.
Каждый из нас создает свою реальность.
|