Француженка написала книгу "Скандальный возраст", в которой сравниваются ответы пожилых людей с ответами 9— 14-летних учеников парижских школ на три вопроса: "Что ты думаешь о пожилых людях? Полагаешь ли ты, что им надо помогать? Где они должны жить?". В целом учащиеся считают, что люди пожилого возраста должны жить вместе с родными, а не в доме для престарелых; они отмечали, что одинокие пожилые люди живут по соседству, встречаются на улице, в магазине, в лифте, в парке и т. д. У детей не возникало сомнений, что пожилым людям надо помогать перейти улицу, открыть тяжёлую дверь, принести покупки из магазина, угля или дров из подвала и т. д. Многие ответы учащихся, однако, заканчивались словом "но". Эти "но" можно сгруппировать следующим образом: пожилые люди чрезмерно занимают время детей, проявляющих желание прийти к ним с помощью, своими бесконечными рассказами о делах и людях, которые совершенно не интересуют молодых;
пожилые люди проявляют непонятную для детей привязанность к мелочам, старой утвари, старым газетам, разным безделушкам и т. п. предметам, которые затрудняют содержание в порядке и чистоте квартиры и особенно кухни. Смешанные чувства вызывает у школьников также привязанность пожилых людей к неинтересным, некрасивым, назойливым и избалованным котам, собакам и злым попугаям. Детей удерживает на определённом расстоянии в контактах с пожилыми людьми не старомодный или немодный стиль их одежды, а, скорее, недостаточная опрятность в одежде, причёске, личной гигиене.
Другой причиной держаться на расстоянии дети считают критическое настроение пожилых людей к окружающему миру, их жалобы и сетования в адрес родственников и друзей, не всегда справедливый и часто непонятный детям и молодёжи подход пожилых людей к возникающим человеческим конфликтам, склочное и недоброжелательное отношение многих к своим соседям, ко всему, что их окружает.
Несмотря на все эти разные оговорки, дети твердо придерживаются мнения, что человеку в пожилом возрасте необходимо оказывать помощь не только в делах обыденной жизни, но также помогать ему преодолевать его чувство одиночества и тоски. О тоске и одиночестве, об изоляции от общества, частично также о материальных трудностях и проблемах удовлетворения основных житейских потребностей прежде всего говорили сами пожилые люди, опрошенные А. Лоран.
Здесь уместно остановиться на теме субъективного ощущения одиночества и социальной изоляции, которое вызывает состояние глубокой неудовлетворённости жизнью и иногда даже доводит до самоубийства.
Чаще всего причинами самоубийства пожилых людей кроме ослабления родственных связей в случае смерти супруга (или супруги) или ухода детей являются нарушение связей с соседями, привычными ранее кругами общения, нарастание чувства изоляции и одиночества.
Увиденный глазами ребёнка образ пожилого человека и анализ причин самоубийств в пожилом возрасте понадобились нам не для того, чтобы вызвать панику, а для того, чтобы показать, что чувство одиночества, чувство отчуждения от общества часто объясняются не объективным, а субъективным состоянием пожилого человека. Не вызывает сомнения, что в конкретных индивидуальных судьбах объективные обстоятельства переплетаются с субъективными. Так, например, невозможность из-за нехватки сил принести дрова или уголь из подвала и вследствие этого отсутствие горячей воды ведут к неопрятности, запущенности одежды, квартиры, что в свою очередь приводит к неприязни даже доброжелательных соседей или других потенциальных помощников.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|