Подсечка исследующая подмотка лески осуществляется при включенном лесоукладывателя ( он включается поворотом рукоятки от себя). При этом леска подхватывается роликом лесоукладывателя, жестко закрепленном на обойме (барабане) катушки. С поворотом рукоятки вращается обойма с роликом, шпуля в это время совершает возвратно поступательное движение(вперед- назад) и леска рядовой (виток к витку) или перекрестной ( крест-накрест) обмоткой, в зависимости от типа БК, укладывается на шпуле. Равномерная намотка лески обеспечивается возвратно-поступательным механизмом - кулисной передачей.
Передача вращения от рукоятки к обойме осуществляется расположенным в корпусе БК зубчатым (шестеренчатым) или червячным (винтовым) редуктором с определенным передаточным числом, находящимся обычно в пределах от 2,5-6. В паспорте БК вместо передаточного числа(отношения) может указываться связанная с ним скорость подмотки, которая определяется длиной лески, наматываемой на шпулю за один оборот рукоятки.
Если, допустим передаточное число равно 3,6 (на один оборот рукоятки приходится 3,6 оборота обоймы с лесоукладывателем и столько же витков обмотки), а средний диаметр обмотки на шпуле Dш=40мм, то скорость подмотки составит 3,6*пDш=3,6*3,14*40=450мм/оборот. Скорость подмотки у БК будет в 450/345=1,3раза больше, чем у ИК типа «Невская», хотя диаметр шпули в 2,8 раза меньше диаметра барабана. Для получения той же скорости подмотки диаметр подмотки на барабане ИК нужно увеличить до D1б=450/п=450/3,14=14,5мм,
Некоторые БК зарубежных фирм дают скорость подмотки до 1000мм/оборот, что почти в три раза превышает скорость подмотки у ИК . диаметр барабана ИК для получения такой скорости придется увеличить до D1б=1000/п=1000/3,14= 320мм(!), что не имеет практического смысла хотя бы из за значительного увеличения массы катушки ( нельзя будет забросить приманку), не говоря уже о совершенно неприемлемых габаритах ИК.
Повышенные скоростные качества являются еще одним достоинством БК, способствующим более оперативной работе снастью. Нужно заметить, что чем мощнее БК, тем меньше скорость подмотки. У силовых БК. Рассчитанных на крупную рыбу, передаточное число обычно не превышает 2,5-3.
Стопор обратного хода предназначен для обеспечения одностороннего вращения обоймы, что очень важно при подсечке рыбы (может выполняться одной рукой без придерживания рукоятки), а также удобно при свинчивании рукоятки и транспортировке снасти. У многих типов БК одновременно со стопором включается и трещотка внутри корпуса, сигнализирующая о выключении обратного хода.
Сверху шпули находится выполненный в виде фигурной гайки регулятор фрикционного тормоза, крепящий шпулю коси катушки. Роль этого тормоза очень важна и сводится в основном предотвращению обрыва лески при сильных рывках крупной рыбы. Регулятор тормоза поворачивается до такого уровня при котором усилие, необходимое для прокручивания шпули против хода часовой стрелки, будет несколько меньше разрывного усилия лески. При срабатывании тормоза включается трещотка, подающая сигнал о поклевке рыбы. Использование тормоза целесообразно, если нужно напустить леску- под нагрузкой рыба быстрее утомляется и вероятность резких ее движений уменьшается, что тоже способствует сохранности лески и катушки.
Кнопка служит для быстрого съема шпули и ее замена на запасную с леской другого диаметра. Необходимость смены шпули может быть вызвана также обрывом лески. Как правило в комплекте БК имеется запасная шпуля и чаще всего с меньшей лесоемкостью, что достигается увеличением диаметра шпули или при помощи дополнительного кольца. Подкладку для шпули виде кольца можно легко сделать самому из пробки, губчатой резины или поролона, обернув ее липкой лентой. Во всех случаях заполнение шпули леской должно быть достаточно полным (на 3-5мм ниже бортика шпули), что является непременным условием для дальнего заброса приманки.
В мире выпускается огромное количество БК разнообразных типов. Достаточно сказать, что только японские рыболовные фирмы изготавливают сотни моделей БК открытого типа. У нас в стране БК выпускаются Киевским производственным объединением «Электроприбор» (серия катушек «Дельфин»), Ленинградским электромеханическим заводом (серии «ЛЭМЗ»).
Катушка «Дельфин-М» имеет современную форму и отделку, выполнена из легких и прочных материалов, обладает хорошими антикоррозийными свойствами и небольшой массой. Особенностью БК является объединенная с фрикционным тормозом шпуля « юбочного» типа, исключающая попадание лески между шпулей и вращающейся между ней обоймой. К недостаткам БК следует отнести не совеем удачную конструкцию лесоукладывателя, вследствие чего при начале подмотки леска не всегда попадает на вырез ролика и намотка запутывается. Ненадежно срабатывает устройство смены шпули(в последних модификациях катушки отсутствует), слишком высок кронштейн, вызывает также неудобства съем рукоятки при транспортировке.
|