Историческое время или время исторического процесса – это характеристика объективных процессов развития социальных организмов. Они не зависят от нашего отношения к ним. Другое дело – образы исторического времени и их использование в культуре и политике.
Образы исторического времени могут меняться и меняются. Они меняются в связи с социальными процессами в обществах, их изменение используется как обязательное информационное оружие в ходе различного типа современных войн.
Физики, начиная с работ А. Эйнштейна, а фантасты несколько раньше, работают над проблемой создания «машины времени». Историки же такую машину создали несколько тысяч лет назад. Регулярно, по требованию корыстного Заказчика, направляются историки в далекое прошлое, а чаще и не совсем далекое, чтобы там «наступить на бабочку», то есть поменять трактовку того или иного события, сфабриковать архивный документ, умолчать какой-нибудь факт. Трансформируя таким образом Прошлое, они изменяют Настоящее и, как следствие, Будущее. Чаще всего в результате гибели «бабочки» достигается лишь тактический успех, за которым следует жесткая и нередко кровавая расплата.
К счастью, у нас всегда есть возможность обратиться к реальной истории даже для того, чтобы показать результаты такого воздействия на нее. И не только в своем недалеком и далеком прошлом. Но и в истории других стран и народов.
В древнем Китае первые цивилизации, возникавшие там, на своем опыте убедились как в необходимости истории, так и в последствиях ее изменения. Одна из первых цивилизаций на территории современного Китая не знала истории:
«Истории для шанцев как бы не существует. Создается впечатление, что шанские верхи нарочно хотели забыть, вычеркнуть из памяти предания старины и связанную с ними героическую мифологию в отличие, скажем, от индоариев в бассейне Ганга, где высшие Варны свято хранили в памяти все, связанное с прошлым».
В этой древней культуре Шан преобладал рационализированный ритуал, практицизм мировоззренческого комплекса в целом. Ярче всего это проявлялось во взаимоотношениях с обожествленными предкамиди: мы – вам (уважение), вы – нам (заботу и поддержку).
«С этой особенностью духовной культуры и менталитета шанцев связана ещё одна особенность – своеобразная историческая амнезия. Китай, как известно, страна истории. Тем необъяснимей тот странный факт, что в шанских надписях отсутствуют сведения об историческом прошлом шанцев»[6].
Также интересно, что новая цивилизация, пришедшая на смену цивилизации с исторической амнезией, впервые ввела в штат государства профессиональных историков.
Есть множество вариантов и из нашей истории. И истории сегодняшнего дня. Например, другой вариант подмены Прошлого мы можем найти в книгах группы академика Фоменко. Это попытка на основе использования математики (как образа самой точной науки) создать полностью фальсифицированный образ истории. Это не просто безобидная попытка использования «точных» методов в истории, а эксперимент по полной замене реальной истории народа на вымышленную. Причем, эксперимент на народе, который очень эту историю ценил и в какой-то степени боготворил. Оказалось, что у такого эксперимента очень высокий потенциал эффективности – около 30%. И это при использовании ограниченного, хотя и постоянного информационного источника в обществе.
Таким образом, манипуляция образами исторического времени – один из самых эффективных и необратимых способов уничтожения цивилизаций и культур.
|