Как же возникло то разнообразие, которое мы наблюдаем в живой природе? Ведь когда – то 2 – 3 млрд. лет тому назад жизнь была представлена довольно однообразными существами.
Идея эволюции живой природы возникла в Новое время как противопоставление креацианизму (от лат. «создание») - учению о сотворении мира богом из ничего и неизменности созданного творцом мира.
Согласно креацианизму, возникновение жизни относится к определённому событию в прошлом, которое можно вычислить.
В 1650 году архиепископ Ашер из Ирландии вычислил, что Бог сотворил мир в октябре 4004 года до н. э., а в 9 часов утра октября и человека. Это число он получил из возрастов и родственных связей всех упомянутых в Библии лиц.
Фундаментальную роль в мировоззрении того времени играли также телеологии - учения, по которому всё в природе устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее предопределённых целей.
Теология приписывает процессам и явлениям природы цели, которые устанавливаются богом (Х. Вольф), или являются внутренними причинами природы (Аристотель, Лейбниц).
В преодолении идей креацианизма и телеологии важную роль сыграла концепция ограниченной изменчивости видов в пределах относительно узких подразделений (от одного единого предка под влиянием среды – трансформизм.
Трансформизм в основе своей имеет представления об изменении и превращении органических форм происхождении одних организмов от других. Среди естествоиспытателей и философов – трансформистов ХVII – XVIII вв. известны Ж. Бюффон, Р. Гук, Д. Дидро, Э. Дарвин, И. Гёте и д.р.
Все трансформисты признавали изменчивость видов организмов под действием изменений окружающей среды.
В становлении идеи эволюции органического мира существенную роль сыграла систематика. К. Линней впервые применил бинарную номенклатуру и построил искусственную классификацию растений и животных. Заслуга Линнея в том, что через создание искусственной системы он подвёл биологию к необходимости рассмотрения колоссального эмпирического материала с позиций общих теоретических принципов.
Большую роль в становлении и развитии идеи эволюции живой природы сыграла эмбриология, для которой в Новое время было характерно противостояние преформизма и эпигенеза.
Таким образом, в XII – XIII вв. возникла идея исторических изменений наследственных признаков организмов, необратимого исторического развития живой природы – идея эволюции органического мира.
Эволюция
от лат «развёртывание» - историческое развитие природы. В ходе эволюции:
· возникают новые виды, т.е. увеличивается разнообразие форм организмов;
· организмы адаптируются, т.е. приспосабливаются к изменениям условий внешней среды;
· В результате эволюции, постепенно повышается общий уровень организации живых существ: они усложняются и совершенствуются. Переход от представления о трансформации видов к идее эволюции исторического развития видов предполагал:
· Рассмотрение процесса образования видов в его истории, учёт конструктивной роли фактора времени в историческом развитии организмов;
· Развитие идей о возникновении качественно нового в таком историческом процессе.
Первые эволюционные теории были созданы двумя великими учёными XIX века – Ж. Ламарком и Ч. Дарвином.
В 1809 году вышла книга Ламарка «Философия зоологии», в которой была изложена первая целостная теория эволюции органического мира.
Ламарк полагал, что историческое развитие организмов имеет не случайный, а закономерный характер и происходит в направлении постепенного и неуклонного совершенствования.
Ламарк включил в своё учение качественно новое понимание роли среды в развитии органических форм, трактуя внешнюю среду как важный фактор, условия эволюции.
По – своему идея эволюции органического мира развивалась в теории катастроф.
Французский биолог Ж. Кювье писал: «Жизнь не раз потрясала на нашей земле страшными событиями. Бесчисленные живые существа становились жертвой катастроф: одни обитатели суши, были поглощены потопами, другие, населявшие недра вод, оказались на суше вместе с внезапно приподнятым дном моря, сами их расы навеки исчезли, оставив на свете лишь немногие остатки, едва различимые для натуралистов».
Против учения катастрофизма выступили сторонники другой концепции эволюции, которые исходили из представлений о тождественности современных и древних геологических процессов – концепции униформизма.
Геологическая эра Земли от её образования до зарождения жизни называется катархей.
Катархей (от греч. «ниже древнейшего») – эра, когда была безжизненная Земля, окутанная ядовитой для живых существ атмосферой, лишенной кислорода. Гремели вулканические извержения, сверкали молнии, жесткое ультрафиолетовое излучение пронизывало атмосферу и верхние слои воды. Под влиянием этих явлений из смеси паров сероводорода, аммиака, угарного газа начинают синтезироваться первые органические соединения. Возникают свойства, характерные для жизни.
Перейти на страницу: 1 2 3
|