Биология и экология

Концепция современного естествознания - цели и задачи курса. Место дисциплины в подготовке экономистов

Слово «естествознание»

представляет собой сочетание двух слов — «естество» {«природа»)

и «знание».

Оно может быть заменено менее употребительным словом-синонимом «природоведение»,

которое происходит от общеславянского термина «веды

» или «веда» — наука, знание.

Мы и до сих пор говорим «ведать»

в смысле знать. Но в настоящее время под естествознанием

понимается прежде всего так называемое точное естествознание, т. е.

уже вполне оформленное

—часто в математических формулах— «точное» знание

о всем, что действительно есть

(или, по крайней мере, возможно) во Вселенной, а «природоведение»

(подобно пресловутому «обществоведению»

или «науковедению»)

обычно невольно ассоциируется с какими-то еще аморфными представлениями о предмете своего «ведения».

Но если вопрос о происхождении слова «естествознание»

решается легко, то вопрос о том, что такое само естествознание как наука, т. е. вопрос о содержании и определении этого понятия, простым назвать нельзя.

Дело в том, что имеются два широко распространенных определения этого понятия: 1) «естествознание — это наука о Природе как единой целостности» и 2) «естествознание—это совокупность наук о Природе, взятая как единое

целое».

Как видно, эти два определения отличны друг от друга. Первое из них говорит об одной единой науке о Природе, подчеркивая единство Природы самой по себе, ее нерасчлененность. Тогда как второе определение говорит о естествознании как о совокупности, т. е. о множестве наук, изучающих Природу, хотя в нем и содержится указание, что это множество надо рассматривать как единое целое.

Чтобы четко представить себе подлинное единство Природы (ее целостность),

а именно — то единое основание, на котором построено все бесчисленное разнообразие предметов и явлений Природы и из которого вытекают основные законы, связывающие микро- и макромиры, Землю и Космос, физические и химические явления между собой и с жизнью, с разумом. Так же, как нельзя постичь законы, управляющие жизнью и деятельностью человека, посредством знакомства лишь с анатомией отдельных его органов, так невозможно, изучая порознь отдельные естественные науки, познать Природу как одно целое.