Звук улавливается ушной раковиной, направляется по наружному слуховому проходу к барабанной перепонке. Колебания барабанной перепонки передаются на слуховые косточки, которые выполняют роль рычага, усиливающего звуковые колебания. Рычаг передает эти колебания жидкости, находящейся между костным и перепончатым лабиринтом улитки. Волны, достигая основания улитки, вызывают смещение основной мембраны, с которой соприкасаются волосковые клетки. Клетки начинают колебаться, и возникает рецепторный потенциал, возбуждающий окончания нервных волокон. Эластичность основной мембраны на разных участках неодинакова. Вблизи овального окна она уже и жестче, а дальше - шире и эластичнее. Волосковые клетки в узких отрезках воспринимают звуки с высокими частотами, а в более широких - с низкими. Различение звуков происходит на уровне рецепторов. Сила звука кодируется числом возбужденных нейронов и частотой их импульсаций. Внутренние волосковые клетки возбуждаются при большей силе звука, наружные - при меньшей. Далее возникшее возбуждение по нервным волокнам через систему переключательных ядер передается в слуховую кору, где соотносятся частота и сила звуковых стимулов и осуществляется распознавание сложных звуков. Смысл услышанного интерпретируется в ассоциативных зонах коры.
Таким образом, информация, содержащаяся в звуковом стимуле в виде нейронного возбуждения, проходит по различным уровням слуховой сенсорной системы. При длительном действии сильных звуков возбудимость слухового анализатора понижается, а при длительном пребывании в тишине - возрастает, т.е. происходит адаптация.
Возрастные особенности слухового анализатора. Уже в 8-9 месяцев перинатального развития ребенок воспринимает звуки и реагирует на них движениями. У новорожденных орган слуха не вполне развит и нередко считают, что ребенок рождается глухим. На самом деле имеет место относительная глухота, которая связана с особенностями строения уха новорожденного. Наружный слуховой проход у них короткий и узкий и первоначально расположен почти вертикально.
До года он представлен хрящевой тканью, которая в дальнейшем окостеневает. Барабанная перепонка расположена почти горизонтально. Она намного толще, чем у взрослых. Полость среднего уха заполнена амниотической жидкостью, что затрудняет движение слуховых косточек. С возрастом жидкость рассасывается, а полость заполняется воздухом.
Евстахиева труба у детей шире и короче, чем у взрослых, следовательно, через нее в полость среднего уха могут попадать микробы, жидкости при насморке, рвоте и т.д. Именно поэтому у детей часто бывает воспаление среднего уха (отит). С первых дней после рождения ребенок реагирует на громкие звуки вздрагиванием, изменением дыхания, прекращением плача. На втором месяце ребенок дифференцирует качественно разные звуки; в 3-4 месяца различает высоту звуков от 1 до 4 октав; в 4-5 месяцев звук становится условно-рефлекторным раздражителем. К 1-2 годам дети дифференцируют звуки в 1-2 музыкальных тона, к 4-5 - ¾ и ½ музыкального тона.
Порог слышимости так же изменяется с возрастом. У детей 6-9 лет он составляет 17-24 дБ, у 10-12 лет - 14-19 дБ. Наибольшая острота слуха формируется в старшем школьном возрасте. У взрослого человека порог слышимости лежит в пределах 10-12 дБ.
Чувствительность слухового анализатора к различным частотам неодинакова в разном возрасте. Дети лучше воспринимают низкие тоны, чем высокие. У взрослых до 40 лет наибольший порог слышимости отмечается при частоте 3000 Гц, 40-50 лет - 2000 Гц, после 50 - 1000 Гц, причем с этого возраста понижается верхняя граница воспринимаемых звуковых колебаний.
Определение локализации источника звука возможно с помощью бинаурального слуха, т.е. способности слышать одновременно двумя ушами. Благодаря бинауральному слуху человек способен более точно локализовать источник звука, чем при монауральном слухе, и определять направление звука. Для высоких звуков определение из источника обусловлено разницей силы звука, поступающего к обоим ушам, вследствие различной их удаленности от источника звука. Для низких звуков важной является разность во времени между приходом одинаковых фаз звуковой волны к обоим ушам.
|