Эмоции начинают развиваться с рождения и первоначально выражаются как реакции насыщения, удовлетворения или неудовлетворения и т.д. Эти низшие эмоциональные реакции практически не отличаются от эмоций животных. Они связаны с деятельностью подкорковых нервных структур. Этот период продолжается примерно до 3 лет и характеризуется слабостью корковых нервных процессов, а, следовательно, и низким уровнем развития психики. В возрасте 3-4 лет эмоции и чувства еще трудно различить. Они возникают в составе мотивации как отражение определенного состояния внутренней среды через возбуждение соответствующих рецепторов. На основе этих низших реакций у детей начинают формироваться высшие эмоции. По мере созревания высшей нервной структуры, коры, происходит совершенствование психических процессов ребенка. Важнейшее значение в развитии эмоций у детей имеет сенсорная и ориентировочная деятельность игры, восприятие игрушек и манипулирование ими, рисование, лепка, особенно велика роль общения со взрослыми.
Возраст с 3 до 7 лет можно назвать возрастом афферентности с бурным но нестойким проявлением эмоций. Дети легко эмоционально раздражимы, т.е. быстро подвергаются влиянию эмоций других. В начале подросткового периода (10-12 лет) высшие эмоции приобретают ведущее значение. Окончательно формируется эта сфера к 20-22 (25) годам, когда завершается и формирование высших корковых отделов ЦНС.
Возникновение и протекание эмоций тесно связано с деятельностью моделирующих систем мозга, причем решающую роль играет лимбическая система.
Лимбическая система - это комплекс функционально связанных между собой филогенетически древних глубинных структур головного мозга, участвующих в регуляции вегетативно-висцеральных функций и поведенческих реакций организма.
В 1937 г. Папец предположил наличие анатомического эмоционального кольца. В него входили гиппокамп - свод - мамиллярные тела - переднее ядро таламуса - поясная извилина - гиппокамп. Папец считал, что любая афферентация, поступающая в таламус, разделяется на 3 потока: - движения, - мысли, - чувства.
Поток чувств циркулирует по анатомическому эмоциональному кольцу, создавая таким образом физиологическую основу эмоциональных переживаний.
Круг Папеца лег в основу лимбической системы. В настоящее время к лимбической системе кроме кольца Папеца относят некоторые ядра гипоталамуса, миндалину, обонятельную луковицу, тракт и бугорок, неспецифические ядра таламуса и ретикулярную формацию среднего мозга. В совокупности, эти морфологические структуры образуют единую гипоталамо-лимбико-ретикулярную систему.
Центральной частью лимбической системы является гиппокамп. Существует мнение, что передняя лобная область является неокортикальным продолжением лимбической системы. Нервные сигналы, поступающие от всех органов чувств, направляясь по нервным путям ствола мозга в кору, проходят через одну или несколько лимбических структур: миндалину, гиппокамп, часть гипоталамуса. Сигналы, исходящие от коры, так же проходят через эти структуры.
Различные отделы лимбической системы по-разному ответственны за формирование эмоций. Их возникновение зависит в большей степени от активности миндалевидного комплекса (миндалины) и поясной извилины.
Перейти на страницу: 1 2 3
|