Что касается Солнечной системы, то современная астрономия пришла к выводу о невозможности существования высокоразвитой жизни на других планетах. Лишь на Марсе, по-видимому, могут быть простейшие формы жизни. Как один из аргументов в пользу того, что внеземные цивилизации – явление очень редкое, выдвигается отсутствие видимых проявлений их активности. Но это утверждение тоже недостаточно строгое. Оно определяется во многом уровнем развития нашей цивилизации, в том числе и совершенством средств астрономических наблюдений.
Нужно иметь в виду, что проблема внеземных цивилизаций для нашей цивилизации тесно связана с проблемами космонавтики и дальнейшее продвижение в глубины Вселенной — это освоение не только объектов неживой природы, но и предполагаемых наукой более высоких форм движения материи, в том числе “социального космоса”. Однако освоение “социального космоса”, как следует из изложенного в книге, представляет собой проблему принципиально совершенно иную по сравнению с исследованием неживой природы космоса. Оно требует акцента не на технических или естественнонаучных вопросах, а на социальных аспектах, углубленной разработки последних, концентрации внимания на кардинальных проблемах социального прогресса. В этом особенность новой методологической ориентации разработки проблемы внеземных цивилизаций на современном этапе, обеспечивающая ей не только вклад в развитие проблем мировоззрения, но и определенную социальную эффективность и актуальность, подлинно гуманистическую направленность на всестороннее и обстоятельное изучение человека и общества в его земной реальности и космической перспективе.
Заключение
Идея о множественности обитаемых миров зародилась еще в древнегреческой философии. Время от времени она становилась даже темой глубоких мировоззреченских дискуссий. Неудача поисков сигналов от внеземных цивилизаций тревожит; она может означать, что мы не так уж далеко ушли по дороге познания Вселенной. Современная наука установила, что для развития разумной жизни требуются очень специфические условия, накладывающие довольно жесткие ограничения на свойства Вселенной. И что интересно, наша Вселенная оказалась необычно точно удовлетворяющей всем требованиям, правда, и очень чувствительной к незначительному изменению каждой из фундаментальных констант, ответственных за ее свойства, причем любое это изменение практически делает невозможным существование разумной жизни.
В последнее десятилетие среди ученых и философов все более преобладает мнение, что Человечество одиноко если не во всей Вселенной, то во всяком случае в нашей Галактике.
Такое мнение влечет за собой важнейшие мировоззренческие выводы о значении и ценности земной цивилизации, ее достижений. Вполне возможно, что наша планета Земля является высшим “цветом” развития всей или, по крайне мере, огромной части Вселенной, в человечестве сконцентрированы все основные результаты, итоги саморазвития Мира, Природы. Это значит, что мы, люди, человечество, в огромной степени ответственны – не только за нашу планету, но и за развитие Вселенной в целом!
[1] Карпенков С. Х. Концепция современного естествознания: учебник для вузов/C.Х. Карпенков.-2-е изд, испр. и доп. – М:. Академический Проект, 2000, с. 229
[2] Зигуненко С. Н. XX век: хроника необъяснимого. Тайны космоса: сенсации наших дней/C.Н. Зигуненко. – М.: Олимп; ООО “Издательство АСТ”, 2000, ст. 445-446
[3] Зигуненко С. Н. XX век: хроника необъяснимого. Тайны космоса: сенсации наших дней/C.Н. Зигуненко. – М.: Олимп; ООО “Издательство АСТ”, 2000, ст. 447.
[4] Зигуненко С. Н. XX век: хроника необъяснимого. Тайны космоса: сенсации наших дней/C.Н. Зигуненко. – М.: Олимп; ООО “Издательство АСТ”, 2000, ст. 447.
|