Свободное время — это та часть жизни, которая не занята ни оплачиваемой работой (основной и дополнительной), ни учёбой, ни обеспечением элементарных физиологических потребностей (сон, еда, гигиенические процедуры), ни постоянными домашними обязанностями (готовка, стирка, уборка, опека над членами семьи, не способными к самообслуживанию). Что же составляет содержание свободного времени? Это отдых, восстановление сил человека, потраченных на трудовую деятельность, активность "наполовину с отдыхом" (в которой обязанности и выгоды соединяются с ощущением их свободной реализации), семейная жизнь и общественная активность. Все четыре вида и ситуации свободного времени основаны на добровольности.
Отдых, называемый также рекреацией, является основной частью свободного времени, которую, свободно ею располагая, мы можем заполнить пассивным отдыхом, развлечением, а также предпринятой исходя из собственной потребности для общего развития умственной работой (самообразованием), художественной, спортивной, технической и т. п. деятельностью.
Пассивный отдых является одной из составляющих отдыха в целом, это "реагирование" на физическую усталость и психическое напряжение в покое, тишине, размышлениях, иногда в дремоте и, пожалуй, в одиночестве. "Право на лень", если она не превращается в безделье, необходимо человеку, особенно старому. В наш век постоянной спешки, шума, межчеловеческой напряжённости отдых высоко ценится специалистами в области психогигиены. Приобретённая старыми людьми культура пассивного отдыха (без перехода его в пустое безделье, в тишине и покое на свежем воздухе, а также с неутомляющим движением) — вот ключ к хорошему самочувствию. Игра (либо шире — всякое развлечение) является той составляющей свободного времени, которой охотнее всего отдаются молодые. Однако и многие старые люди не избегают ситуаций и действий, включающих в себя развлечения и выражающих потребность в движении, новизне, приключении, азарте, смене впечатлений, фантазии. Всё это является естественной формой противопоставления скуке и монотонности, угнетающих многих людей в пожилом возрасте. Развлекательная активность может выразиться в реальных действиях (экскурсия, игра, дружеские встречи и т. п.) либо в фантазировании, например "вживание" в героев прочитанной книги или просмотренного фильма; нежелательны только так называемые беспутные развлечения (пьянство, бытовая распущенность и т. п.). Так что приобретение культуры развлечения, а также способность развлекаться даже в глубокой старости — благо не только для старого человека, но и для его семьи и соседей, превращающее старого человека в личность, с которой все охотно общаются.
Наконец, работа над собой, выражающаяся в потребности самообразования в умственной, моральной, художественной, общественной, технической областях. Потребность в самообразовании в какой-либо из названных областей не чужда ни человеческой сущности (хотя в разной форме и в разном объёме), ни любому периоду жизни.
Сколько же у нас пожилых людей, увлечённо читающих научные и научно-популярные книги из выбранной ими области знаний, сколько пожилых и даже старых людей являются художниками-любителями, рационализаторами, мастерами прикладного искусства! Много старых людей мы видим среди слушателей научных чтений, лекций, даже среди слушателей курсов иностранных языков. Замечено, что тенденция к работе над собой встречается чаще среди людей с более высоким образовательным уровнем, однако, например среди лиц, занятых народным творчеством, немало людей, которые даже не закончили начальной школы.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|