Чтобы люди приобрели навыки выгодного для себя и общества умения отдыхать, они должны развивать ещё в молодости способность заполнять различными занятиями своё свободное время. Эти навыки нельзя приобрести "вообще", их надо усваивать в каждой области отдельно: в чтении, путешествиях, коллективных играх и т. п. Игнорирование этого принципа мы отмечаем нередко вокруг себя: кто-то умеет вести себя в гостях, но является "безграмотным" в походе.
Методы организации правильного, приятного отдыха разнообразны; например, человек должен знать, что прогулки постоянно в одном и том же месте менее ценны, чем прогулки каждый раз в другие места; что литературные произведения могут быть "пустыми" или расширять познание мира и людей, и т. д. Другой метод состоит в "облагораживании" стереотипов поведения; например, замена азартных игр играми, требующими умения, размышления, а пикника с выпивкой — пикником с песнями у костра. С "воспитательной" целью можно использовать также человеческую склонность следовать моде, престижному поведению, соперничеству.
Количество пенсионеров в Польше увеличивается с каждым пятилетием, а их жизненная активность продлевается. Для социальной и культурной ситуации народа важно, чтобы всё более многочисленный "мир старых людей" становился миром людей, черпающих из жизни максимум возможного удовлетворения, а также обогащающих общество ценностями своего возраста.
Средства массовой информации в жизни пожилых людей
Средства массовой информации поднимают проблемы, связанные с жизнью пожилых и старых людей, различными способами. Распространяемые ими материалы можно разделить на материалы о старых людях и материалы для старых людей. Некоторые из них, касающиеся старения и старости, создаются сравнительно молодыми людьми, иногда детьми, авторами других материалов являются пожилые и стареющие люди.
Материалы о старых людях касаются проблематики, связанной со старением и старостью, с нуждами старого человека, его семейной и социальной ситуацией. Они информируют об организациях и объединениях, обслуживающих эту категорию людей. Эти материалы ориентированы на всех потребителей информации, в том числе на старых людей и их семьи, соседей, товарищей по работе, руководителей, а также на специализированные службы. Эти материалы должны информировать общество о старости и старении в очень широком аспекте. Поэтому в них должны приниматься во внимание вопросы здоровья, диететики, профилактики преждевременного старения, способа поддержания жизненного тонуса и хорошего самочувствия. Материалы должны отражать социальное положение пенсионеров по старости и инвалидности, их материальное положение, жилищные условия, обеспечение рынка продуктами, одеждой, обувью и другими предметами повседневного пользования, раскрывать духовные потребности, говорить о чувстве одиночества и пустоты, а также о мерах, компенсирующих такое состояние, напоминать о возможностях рекреации и творчества в пожилом возрасте. Существенным представляется привлечение создателей материалов к научным исследованиям на тему правдивой ситуации и действительных потребностей старых людей, а также к использованию примеров из жизни.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8
|