Материалы для старых людей отражают ту же самую проблематику, отличаясь лишь способом подачи информации. Они распространяются в виде отдельных рубрик в журналах, радиопередач и телепрограмм, книжных сборников полезных советов для пожилых и старых людей.
Частота, объём и тематика таких материалов зависят от многих факторов, таких, как демографическая структура общества, социальная политика государства, активность организаций и исследовательских центров, занимающихся проблемами третьего возраста, а также от инициативы создателей программ и печатных изданий, предназначенных для старых людей. Эти факторы обусловливают регулярное появление таких материалов в средствах массовой информации либо увеличение их количества в связи с предпринимаемыми акциями (например, месячник пожилых людей, День бабушки), введением новых социальных прав либо созданием экспериментальных учреждений для старых людей.
Оба вышеупомянутых вида материалов распространяют в обществе сведения о пожилых людях. Они могут стимулировать проведение общественно полезных мероприятий, не обременяя ими социальные службы. Одновременно они способствуют устранению конфликтов между поколениями, помогают улучшить межчеловеческие отношения. Формируя общественное мнение, они могут влиять на людей, исполняющих важные административные функции, а также на окружение старых людей и на них самих.
Важную роль в этом аспекте играют также материалы, содержащиеся в беллетристике, радиопостановках, телевизионных сериалах, театральных пьесах, художественных фильмах. Среди популяризаторов публицистических, научно-популярных, научных и художественных материалов по этой тематике значительный процент составляют пожилые люди — писатели, учёные, артисты и общественные деятели. Их творчество является вкладом в общее воздействие средств массовой информации. Кроме того, беседы с ними, интервью, фильмы об их жизни, другие формы контактов являются источником знаний об интересной, активной, творческой старости. Они популяризируют образцы правильного поведения, призывают следовать им. Значительную роль играют и такие материалы о старых людях и для старых людей, которые поступают непосредственно от знаменитых людей, экспертов, научных авторитетов, руководителей политических и общественных организаций.
Среди публикуемых материалов может доминировать картина счастливой старости, новейших приспособлений и учреждений, предназначенных для старых людей, либо наоборот, трудной старости, протекающей без специального оборудования и соответствующих учреждений.
Несомненно, общественность заинтересована в сохранении "золотой середины". Наряду с "образцовым" материалом должна также публиковаться информация о трудностях и нуждах старых людей, учреждениях и организациях, которые плохо работают. Ибо если "образцовые" материалы пропагандируют позитивные образцы поведения, то картина тоски, боли и одиночества побуждает к раздумьям, мерам по оказанию помощи другим людям.
Познавательно-воспитательная функция материалов, содержащихся в публицистике, научно-популярных работах и в различных художественных произведениях, сочетается со всеобщим постепенным просвещением общественности, которое включает в себя улучшение подготовки для выполнения социальных ролей (например, стареющих людей, детей стареющих и старых родителей, руководителей, работников в предпенсионном возрасте), выработку гражданской позиции, укрепление связи между поколениями, а также подготовку к старости. Поэтому материалы, на первый взгляд не связанные со старыми людьми, но лишь со старением, то есть адресованные всем, например, как сохранить физическую форму и активность, как "успеть" за общественными и культурными переменами, как приспособиться к изменяющимся нормам и обычаям, помогают подготовить к старости и себя и других.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8
|