Установление частоты, соотношения, а также сферы распространения этих двух типов материалов — для старых людей и о старых людях — требует количественного и качественного анализа содержания журналов, радио- и телепередач, как центральных, так и местных. Таким исследованием можно также охватить опубликованные сборники различных советов. Такой анализ является основанием для оценки сегодняшнего состояния популяризации упомянутой тематики средствами массовой информации. Такие исследования позволяют оценивать правильность так называемой воспитательной профилактики, реализующей задачи подготовки к старости и несущей помощь стареющим и старым людям.
Как и в каком объёме старые люди пользуются средствами массовой информации, какое из этих средств и в зависимости от каких факторов выбирают, какие материалы и формы подачи предпочитают — на эти вопросы можно ответить, проводя целенаправленные обследования потребителей информации, принимая во внимание прежде всего эту возрастную категорию. Другим источником являются исследования, касающиеся способа проведения старыми людьми своего свободного времени.
Исследования по вопросам о влиянии прессы, радио и телевидения в Польше в 1967 г. (позднее такие исследования не проводились) показали, что 93% пожилых людей (55 лет и старше) являются радиослушателями, 65,4% — телезрителями. Причастность к этим источникам информации снижается по мере старения. Кроме того, ограниченное использование их характеризует людей с низким уровнем образования, не работающих профессионально, проживающих в деревне и в небольших посёлках. Исследование роли радио и телевидения в повседневной жизни показывает, что людям в предпенсионном и пенсионном возрасте больше, чем более молодым людям, нравится слушать радио и смотреть телепередачи, а слушание радио каждый третий человек оценивает как одно из самых приятных занятий. Сходные тенденции выявили исследования С. Яловецкого, касающиеся 70-х гг. Иерархия культурной активности исследованных пенсионеров и людей перед выходом на пенсию позволяет составить следующий ряд: 92% слушают радио, 88% смотрят телепередачи, 76% читают ежедневную прессу, 48% читают книги, 32% — журналы.
Количественный аспект участия в средствах массовой информации является важным для педагога, социального работника и деятелей, занимающихся проблематикой старых людей. Так, широкое пользование радио, телевидением, а также прессой предполагает их доступность в рамках социального и культурного минимума. Так, например, исследования домашних хозяйств пенсионеров, проведённые Главным управлением статистики в 1971 г., выявили большое количество радиоприёмников, приходящихся на 100 хозяйств, однако исследования силезских рабочих, подтверждая количественные показатели, выявили, что радиоприёмники и телевизоры, которыми располагают старые люди, отличаются большой степенью изношенности и низкими техническими показателями, что затрудняет хорошее восприятие передаваемых материалов, ограничивает их художественную ценность.
Не менее существенными являются способы использования средств массовой информации. Мы не располагаем исследованиями, которые позволили бы определить сферу и предпочтительность того или иного способа чтения газет, слушания радио, просмотра телепередач. Располагают ли старые люди собственной аппаратурой, если проживают совместно со взрослыми детьми? Могут ли они смотреть свои любимые телепередачи или им навязывается просмотр того, что интересует других членов семьи? Как чаще и охотнее читают, слушают и просматривают старые люди — в одиночестве, в кругу семьи или со знакомыми и друзьями в клубе? Как широко культивируются такие традиции, как, например, чтение вслух дома, совместное обсуждение прочитанного, сбор журналов, газетных вырезок и т. п.? Наблюдения, дискуссии, проводившиеся в клубах пожилых людей, а также фрагментарные исследования свидетельствуют о том, что старые люди читают, слушают радио и смотрят телевизионные программы как в одиночестве, так и в семье и в целенаправленно собранной группе.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8
|