В действующих в Польше клубах пожилых людей посетители охотно просматривают и читают разложенные журналы, а интересующие их номера берут на дом для детального изучения. Они охотно просматривают телепередачи, обмениваются мнениями по ходу передачи и выражают своё отношение к программе.
Некоторые люди выписывают журналы, а после прочтения либо отдают друзьям и знакомым для прочтения, либо комплектуют ежегодные подшивки. Среди пенсионеров распространён также обычай делать вырезки и комплектовать материалы, печатающиеся с продолжением. Эти произведения позднее перечитываются и передаются другим. Проявляется также обычай делать вырезки информации, существенной для читателя (объявления, правовые документы, некрологи и т. п.). Более активное и более выборочное использование средства массовой информации связано с уровнем образования и наличием какого-либо хобби или постоянных интересов: например, люди, заинтересованные умственными развлечениями, читают журналы, ища в них ребусы, шарады, кроссворды и т. п., а "при случае" просматривают и остальное содержание.
Использование указаний, советов, правил, рекомендаций по проведению свободного времени, проявление при желании той или иной активности (например, участие в конкурсе, дискуссии, ведение дневника, подготовка к телетурниру) расширяют воздействие средств массовой информации на старых
людей и характер контактов с ними помимо простого слушания, просмотра или чтения. Избранное средство информации становится источником инициативы и вдохновения, обогащая и продляя контакт с потребителем информации.
Пожилые люди подчёркивают познавательные и информационные ценности средств массовой информации. Они оценивают также их функцию советчика, причём большие шансы скорейшего принятия и использования советов имеют образцы культуры, которые относятся к практической сфере, бытовым условиям, нежели те, которые касаются области межчеловеческих отношений.' В то же время формы советов и рекомендаций, адресованные специальным группам потребителей, вызывали, несомненно, больший интерес, чем адресованные всем.
Функция средств массовой информации как советчиков способствует возникновению активного начала, стимулирует творчество, реализуемое в повседневной жизни, необычайно важное с точки зрения психогигиены, компенсирует отсутствие стойких интересов и культурных образцов, ограничивает чувство скуки, бесполезности свободного времени, облегчает одиночество, помогая устанавливать контакты с людьми, имеющими сходные интересы.
Активность, вызываемая использованием средств массовой информации, принимает различные формы. Просмотр, например, телевизионного сериала, может склонить пойти в кино, к прочтению повести или статьи в журнале, к посещению местного музея и т. п.
Культурно-просветительские и социальные работники должны активно пропагандировать использование средств массовой информации, побуждая к установлению контактов с журналами, к участию в конкурсе, общественной работе. Их задачей является также облегчение подбора содержания, помощь в формировании интересов, в возвращении к давним "друзьям" — любимым авторам и книгам.
Они должны видеть в средствах массовой информации союзника, предоставляющего темы к беседам, дискуссиям и размышлениям, учить, если это требуется, поддержанию контактов при их посредничестве с текущей жизнью и её актуальными проблемами, противодействуя чувству пустоты и изоляции.
Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8
|